16 мая 2023 года, 10:34просмотров: 1385»Законопроекты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации»
Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ, на срок не более чем 6 лет.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта , на срок не более чем 6 лет.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведе ния торгов установлен в статье 39.14 ЗК РФ.
При этом в силу пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляет ся с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ, которая предусмат ривает проведение процедуры опубликования извещения о предоставлении земель ного участка и проведение по нему аукциона. В связи с этим данный порядок применяется и в случае обращения граждани на о предоставлении в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жи лищного строительства. Следует отметить, что последующее использование такого земельного участка гражданином не приводит к получению им доходов, в связи с чем конкурентная процедура предоставления такого земельного участка является излишней.
Как следует из сложившейся судебной практики, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предо ставлен гражданину без проведения аукциона при условии, что он является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, которые подали заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона. Отсутствие публичных процедур извещения ставит, по мнению суда, в преимущественное положение гражданина, претендующего на предоставление ему земельного участка в безвозмездное пользование, лишая таким образом других претендентов возможности реализовать свое право на заключе ние договора безвозмездного пользования на испрашиваемый земельный участок (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2021 № 88-17573/2021, 2-3217/2020; кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 № 88а-1540/2022, 88а-28163/2021).
Однако, Департамент недвижимости Министерства экономического развития РФ в письмах от 18.03.2015 №Д23и-1019, от 15.05.2019 № Д23и-15761 высказывает противоположную позицию, согласно которой прове дение аукционов предусмотрено ЗК РФ только в целях продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или заключения договора аренды такого земельного участка. Проведение торгов на пра во заключения договора безвозмездного пользования земельным участком ЗК РФ не предусмотрено.
Таким образом, в настоящее время имеется правовая неопределенность в порядке применения обозначенных норм ЗК РФ. Также отмечаем, что данная законодательная инициатива была направлена 10.02.2023 Думой Астраханской области в Совет законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ посредством регистрации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 39.14 ЗК РФ» и размещения его и материалов к нему в подсистеме «Эксперт» автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности.
Решением Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной по литике, природопользованию и экологии (далее - Комиссия) законодательная инициатива Думы Астраханской области (№ 8-326) была поддержана, данный проект федерального закона рекомендован к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Вместе с тем, как отмечено в заключении Комиссии, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в ЗК РФ и некоторые законодатель ные акты РФ», принятый в первом чтении 19.10.2018 и также предусматривающий внесение изменения в пункт 8 статьи 39.14 ЗК РФ (под пункт «в» пункта 26 статьи 1 указанного законопроекта).
Следует обратить внимание, что основная концепция проекта федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в ЗК РФ и некоторые законодательные акты РФ» - совершенство вание определения видов разрешенного использования земельных участков.
При этом в случае принятия настоящего проекта федерального закона в нормы проекта федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в ЗК РФ и некоторые законодательные акты РФ», принятого в первом чтении, могут быть внесены поправки в целях исклю чения дублирования соответствующих положений.
Настоящий проект федерального закона направлен на совершенствование по рядка предоставления гражданам в безвозмездное пользование земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.