Видео о нашей
компании

Законопроект № 92282-8 (в части антисанкционных поправок)

5 мая 2022 года, 09:06просмотров: 2362»Законопроекты

Номер документа
92282-8
Издатель
Государственная дума РФ
Вид документа
Проект закона
Актуальность
Проект

Предложено внесение изменений в Федеральный закон от 30.11.1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также установление ряда положений, имеющих самостоятельный характер регулирования.

 

В настоящее время в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц (далее – недружественные действия), возникают ситуации, когда многие отечественные компании вынуждены по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров. Кроме того, иностранные поставщики в настоящее время отказывают в поставке подпадающего под санкции товара, который не производится на территории Российской Федерации и носит уникальный характер. В связи с недружественными действиями возникают проблемы и с исполнением денежных обязательств (санкции в отношении российских банков, невозможность распоряжаться деньгами (правами требования в отношении денежных средств), находящимися за пределами России, проблемы с определением валюты платежа и т.д.).

 

В целях разрешения складывающихся спорных ситуаций законопроектом предложены положения, направленные на поддержку российского бизнеса в период действия санкций, введенных против Российской Федерации. Предложенные нормы носят временный характер.

 

В Федеральный закон от 30.11.1994 года № 52-ФЗ предлагается внести следующие положения.

 

Предлагается прямо закрепить правовые последствия в случае недружественных действий, которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств:

  1. обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если исполнение обязательства становится окончательно невозможным;
  2. обязательство «замораживается», а лицо не несет ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным. При этом для целей применения способов обеспечения исполнения обязательств в этом случае должник не считается нарушившим обязательство, если иное не предусмотрено соглашением сторон, заключенным после введения в действие положений указанного законопроекта;
  3. сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение. При этом сторона, управомоченная на отказ от договора (от исполнения договора), обязана предупредить другую сторону обязательства в разумный срок до совершения отказа. А способы обеспечения исполнения указанного договорного обязательства продолжат обеспечивать обязанности, которые сохраняются после отказа от договора (от исполнения договора) либо связаны с таким отказом (если иное не предусмотрено законом или договором).

 

По правилам законопроекта обеспечительный платеж в счет обеспечения может состоять во внесении акций, облигаций, иных ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками, как подлежащих, так и не подлежащих передаче по обеспечиваемому обязательству. Указанное положение вызвано тем, что в настоящее время могут возникать проблемы либо в «доступности» отдельных финансовых инструментов, либо проблемы, связанные с резким изменением стоимости ценных бумаг. Эти правила законопроекта будут применяться только по соглашению сторон, заключенному после 23.02.2022 года.

 

В случае наступления срока и иных обстоятельств, предусмотренных договором займа, предоставленного российскому акционерному обществу иностранным лицом, при которых сумма займа и иные выплаты должны быть возвращены в период недружественных действий, по предлагаемым законопроектом положениям  вместо возврата суммы займа полностью или частично, а также возврата иных платежей, допускается размещение в пользу займодавца дополнительных акций определенной категории (типа). При этом указанные акции не дают права голоса. Указанная новела должна предупредить риск банкротства российских организаций.  

 

Статья 2 законопроекта предусматривает, что все вышеперечисленные положения не могут быть применены в интересах лиц, которые способствовали применению недружественных действий. Данное положение полностью соответствует принципу добросовестности, статьям 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и предполагает отказ в защите прав и интересов тех лиц, которые способствуют недружественным действиям. 

 

В Федеральном законе от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" предлагается закрепить два новых положения, в соответствии с которыми:

  1. в условиях недружественных действий не допускается осуществление предусмотренного законом или договором права на одностороннее изменение или расторжение соглашений, связанных с осуществлением и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, за исключением случаев, когда другая сторона соглашения существенно нарушает свои обязательства;
  2. на период недружественных действий удлиняется срок действия соглашений, в силу которых российские юридические или физические лица имеют право использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом указанные юридические или физические лица имеют право  уведомить другую сторону соглашения об одностороннем отказе от продления такого обязательства.

Указанные положения вызваны возможностью недобросовестных действий со стороны контрагентов российских юридических и физических лиц, отказывающихся в одностороннем порядке от ранее заключенных соглашений или отказывающих в пролонгации таких соглашений в силу недружественных действий.

 

Согласно статье 4 законопроекта при установлении влияния недружественных действий в качестве фактических обстоятельств принимаются во внимание в том числе нормативные акты иностранных государств и акты международных организаций. Таким образом, сами нормативные акты иностранных государств и акты международных организаций могут быть рассмотрены в качестве доказательственной базы в отношении определения недружественных действий.

 

Законопроектом предлагается придать его положением обратную силу, в связи с чем предусмотрено правило о том, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям,возникшим с 24.02.2022 года.

 

Законопроект разработан в целях стабилизации гражданского оборота. С учетом того, что многие западные контрагенты прекращают экономические контакты, стало весьма затруднительным, если не невозможным исполнение многих цепочек обязательств. В подавляющем большинстве конечным звеном этих цепочек является правоотношение с участием потребителя.

 

С принятием указанного законопроекта будут стабилизированы правоотношения с участием потребителей, будет оказана поддержка российскому бизнесу в период действия санкций, введенных против Российской Федерации, должно уменьшиться количество спорных и неразрешимых ситуаций, в том числе связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей. 

Разделы документации

Другие документы

  • facebook
  • facebook
Content
Если вы нашли ошибку на сайте
  • 1) Выделите с помощью мыши область с ошибкой
  • 2) Добавьте комментарий
  • 3) Нажмите "Отправить"


      Отмена

Данный диалог доступен также по нажатию горячих клавиш Ctrl + Enter