5 мая 2022 года, 09:06просмотров: 2406»Законопроекты
Предложено внесение изменений в Федеральный закон от 30.11.1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также установление ряда положений, имеющих самостоятельный характер регулирования.
В настоящее время в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц (далее – недружественные действия), возникают ситуации, когда многие отечественные компании вынуждены по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров. Кроме того, иностранные поставщики в настоящее время отказывают в поставке подпадающего под санкции товара, который не производится на территории Российской Федерации и носит уникальный характер. В связи с недружественными действиями возникают проблемы и с исполнением денежных обязательств (санкции в отношении российских банков, невозможность распоряжаться деньгами (правами требования в отношении денежных средств), находящимися за пределами России, проблемы с определением валюты платежа и т.д.).
В целях разрешения складывающихся спорных ситуаций законопроектом предложены положения, направленные на поддержку российского бизнеса в период действия санкций, введенных против Российской Федерации. Предложенные нормы носят временный характер.
В Федеральный закон от 30.11.1994 года № 52-ФЗ предлагается внести следующие положения.
Предлагается прямо закрепить правовые последствия в случае недружественных действий, которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств:
По правилам законопроекта обеспечительный платеж в счет обеспечения может состоять во внесении акций, облигаций, иных ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками, как подлежащих, так и не подлежащих передаче по обеспечиваемому обязательству. Указанное положение вызвано тем, что в настоящее время могут возникать проблемы либо в «доступности» отдельных финансовых инструментов, либо проблемы, связанные с резким изменением стоимости ценных бумаг. Эти правила законопроекта будут применяться только по соглашению сторон, заключенному после 23.02.2022 года.
В случае наступления срока и иных обстоятельств, предусмотренных договором займа, предоставленного российскому акционерному обществу иностранным лицом, при которых сумма займа и иные выплаты должны быть возвращены в период недружественных действий, по предлагаемым законопроектом положениям вместо возврата суммы займа полностью или частично, а также возврата иных платежей, допускается размещение в пользу займодавца дополнительных акций определенной категории (типа). При этом указанные акции не дают права голоса. Указанная новела должна предупредить риск банкротства российских организаций.
Статья 2 законопроекта предусматривает, что все вышеперечисленные положения не могут быть применены в интересах лиц, которые способствовали применению недружественных действий. Данное положение полностью соответствует принципу добросовестности, статьям 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и предполагает отказ в защите прав и интересов тех лиц, которые способствуют недружественным действиям.
В Федеральном законе от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" предлагается закрепить два новых положения, в соответствии с которыми:
Указанные положения вызваны возможностью недобросовестных действий со стороны контрагентов российских юридических и физических лиц, отказывающихся в одностороннем порядке от ранее заключенных соглашений или отказывающих в пролонгации таких соглашений в силу недружественных действий.
Согласно статье 4 законопроекта при установлении влияния недружественных действий в качестве фактических обстоятельств принимаются во внимание в том числе нормативные акты иностранных государств и акты международных организаций. Таким образом, сами нормативные акты иностранных государств и акты международных организаций могут быть рассмотрены в качестве доказательственной базы в отношении определения недружественных действий.
Законопроектом предлагается придать его положением обратную силу, в связи с чем предусмотрено правило о том, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям,возникшим с 24.02.2022 года.
Законопроект разработан в целях стабилизации гражданского оборота. С учетом того, что многие западные контрагенты прекращают экономические контакты, стало весьма затруднительным, если не невозможным исполнение многих цепочек обязательств. В подавляющем большинстве конечным звеном этих цепочек является правоотношение с участием потребителя.
С принятием указанного законопроекта будут стабилизированы правоотношения с участием потребителей, будет оказана поддержка российскому бизнесу в период действия санкций, введенных против Российской Федерации, должно уменьшиться количество спорных и неразрешимых ситуаций, в том числе связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей.