Владимир Сиренько, Северный район21 января 2019 года, 06:53просмотров: 14432
Здравствуйте! В границах населенного пункта расположен водоем с пресной водой. Рядом планируется строительство нового района. Возможно ли установить водоохранную зону с целью восприпятствия возможному загрязнению водоема? Как это сделать?
Водоохранные зоны относятся к ЗОУИТ (Зоны с особыми условиями использования территорий ).
ЗОУИТ – это территории, в границах которых устанавливается определенный правовой режим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377 утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения.
Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 164.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Необходимо также учитывать, что размеры водоохранной зоны других водных объектов также указаны в статье 65 Водного кодекса РФ.
Земельные участки, частично или полностью расположенные в границах зон с особыми условиями использования территории, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах вводится особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.
Установление границ водоохранных зон имеет важное значение, так как предупреждает риск возникновения нарушений при предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков, фактически попадающих в границы таких зон.
Водоохранные зоны создаются с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Они представляют собой территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. С целью недопущения негативного воздействия на водные объекты, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещается:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов вредного производства, хранилищ пестицидов и агрохимикатов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств);
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных, станций технического обслуживания;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, дренажных, вод;
8) разведка и добыча полезных ископаемых.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещается:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Установление на местности границ водоохранных зон водных объектов осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17.
Установление границ осуществляется:
- органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;
- Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
В Оренбургской области Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области осуществляет реализацию государственной политики в сфере водных отношений в пределах компетенции министерства.
В целях установления границ органы государственной власти, указанные выше, обеспечивают:
- определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
- описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
- отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
- установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.
Как правило, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, озёр осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении.
Границы водоохранной зоны отсчитываются от береговой линии (границы) водного объекта. А береговая линия (граница) многих водоемов и водотоков определяется по среднемноголетнему уровню.
Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253.
Затем сведения направляются в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) с учетом требований, которые установлены Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "Законом о государственной регистрации недвижимости» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1532.
В соответствии с п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1532 в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования территории, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, а также перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Документы предоставляются в электронном виде в формате XML и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Сведения о границах водоохранных зон вносятся в ЕГРН в течение 15 рабочих дней с даты поступления документов.
На основании внесенных в реестр границ сведений устанавливаются ограничения в использовании земельных участков, границы которых определяются в границах водоохранных зон, что в свою очередь обязывает собственников, владельцев или пользователей соблюдать правовой режим земельных участков.
Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в ЕГРН.