Видео о нашей
компании

Что делать, если нет нотариуса в населенном пункте?

Дарья, Оренбург3 сентября 2019 года, 14:17просмотров: 25

Подскажите, пожалуйста, кто имеет право выдавать доверенности, если в нашем населенном пункте нет нотариуса?

Ответ:Толмачева А.С. (Главный технолог)
Толмачева А.С.

Здравствуйте, Дарья!

 

Не секрет, что нотариус — это лицо, которое наделено полномочиями осуществлять нотариальные действия в силу закона. Граждане обращаются к нотариусу за удостоверением доверенностей, других различных документов, сделок, а также по наследственным вопросам.

 

Законодательством РФ установлено, что если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, то право совершать нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

 

Данный вопрос регулируется Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 №4462-I (Далее – Основы).

 

В 37 статье данных Основ содержится информация о том, какие нотариальные действия они имеют право совершать:

  • удостоверять доверенности;
  • свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
  • свидетельствовать подлинность подписи на документах;
  •  удостоверять завещания;
  • принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;
  • удостоверять факт нахождения гражданина в живых;
  • удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;
  • удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

 

Порядок совершения таких  нотариальных действий главами администраций и должностными лицами органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов определяется Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 256 (далее – Инструкция).

 

Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.

 

В соответствии с требованиями вышеуказанной Инструкции при совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать следующее:

  • устанавливать личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя, представителя юридического лица;
  • выяснять дееспособность физических лиц, которые участвуют в совершении нотариального действия. В случае удостоверения доверенности от имени юридического лица проверяются его правоспособность, а также полномочия его представителя;
  • неразглашение совершаемых нотариальных действий;
  • совершать нотариальные действия при предъявлении всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа;
  • сведения о совершенных нотариальных действиях выдавать только тем лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия;
  • обязаны оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

А также, скажем, что должностные лица местного самоуправления имеют право отказать в совершении нотариального действия, в том случае, если:

  • такое нотариальное действие противоречит закону;
  • действие подлежит совершению должностным лицом органа местного самоуправления другого поселения или муниципального района (применительно к принятию мер к охране наследственного имущества и в случае необходимости мер по управлению им) или нотариусом;
  • с просьбой о совершении нотариального действия обратился гражданин, признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, либо представитель, который не наделен необходимыми полномочиями;
  • документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. 

Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий, форма которого утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».

 

ВАЖНО! Что 01.09.2019 в силу вступил Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

Данный закон скорректировал перечень нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица местного самоуправления, и круг таких лиц. Об этом мы писали ранее. 

Другие вопросы

Content

Если вы нашли ошибку на сайте

  • 1) Выделите с помощью мыши область с ошибкой
  • 2) Добавьте комментарий
  • 3) Нажмите "Отправить"


      Отмена

Данный диалог доступен также по нажатию горячих клавиш Ctrl + Enter