18 января 2017 года, 07:40просмотров: 3975
1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Он отменяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). Рассмотрим 9 изменений, которые упростят регистрацию прав на недвижимость.
Новое основание регистрации прав на недвижимость
Все основания для регистрации прав, которые были указаны в статье 17 Закона № 122-ФЗ, содержатся и в статье 14 Закона № 218-ФЗ. С 1 января 2017 года появилось новое основание – наступление обстоятельств, которые указаны в федеральном законе (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Речь идет о правах на недвижимость, которые возникают в силу закона:
Такие права юридически действительны даже без государственной регистрации в ЕГРН. Росреестр проводит их регистрацию в ЕГРН:
Кто может подать заявление о регистрации прав на недвижимость
В Законе № 218-ФЗ нет принципиально новых правил и норм, которые бы меняли состав лиц с правом подавать заявление на регистрацию прав (кадастровый учет). Отличие состоит в следующем.
Все лица, по заявлению которых проводится регистрация, теперь перечислены в одной статье Закона № 218-ФЗ – статье 15 «Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав»:
Раньше лица, по заявлению которых Росреестр проводил регистрацию, были перечислены в разных статьях Закона № 122-ФЗ.
Росреестр будет запрашивать учредительные документы в налоговой
Закон № 218-ФЗ упростит процедуру сбора дополнительных документов на регистрацию прав, которые заявитель обязан представить в Росреестр помимо основных документов в отношении объекта недвижимости и прав на него. Раньше Росреестр сам запрашивал только выписку из ЕГРЮЛ в отношении заявителя (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).
Кроме того, учредительные документы (или их нотариальные копии) можно было не предоставлять в Росреестр только в двух случаях:
Во всех остальных случаях заявитель должен был представлять эти документы в Росреестр самостоятельно. Закон № 218-ФЗ обязал Росреестр самостоятельно запрашивать в налоговом органе учредительные документы заявителя (ч. 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ). При этом не имеет значения, представлял ли их ранее заявитель на регистрацию прав и вносил ли в них изменения.
Требования к документам на регистрацию права
Большинство требований к документам, которые представляются на регистрацию в Законе № 218-ФЗ, остались без изменения. Однако с 1 января 2017 года некоторые требования изменятся. Передавать на регистрацию нужно только один подлинник (ч. 3 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Упрощение касается документов на бумажном носителе, которые:
Заявитель представляет их на регистрацию:
Раньше на регистрацию необходимо было представить (ч. 5 ст. 18 Закона № 122-ФЗ):
Нужно представлять копии (а не подлинники) актов госорганов и суда (ч. 5 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Заявитель представляет на регистрацию в одном экземпляре копии:
Документы о регистрации права на недвижимость можно будет подать из любой точки мира
Можно независимо от места нахождения недвижимости:
В части 2 статьи 18 Закона № 218-ФЗ прямо указано: «...документы... на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости...». Это правило распространяется на заявление (и документы, которые к нему прилагаются): · о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав.
Заявитель может:
Госорганы сами передадут документы в Росреестр
Упростится порядок регистрации, если право возникает на основании:
По действующему ранее порядку, если право возникало на основании:
Росреестр будет обязан уведомить о заявлении на регистрацию права
Росреестр обязан уведомить правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН.
Срок регистрации права на недвижимость сократится
Раньше по общему правилу регистрация прав проводилась в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов (ч. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ). Исключение – государственная регистрация:
С 2017 года принципиально новый подход к срокам регистрационных действий (ст. 16 Закона № 218-ФЗ). Срок регистрации теперь зависит от того, куда обращается заявитель непосредственно в Росреестр или в МФЦ.