19 декабря 2022 года, 08:21просмотров: 1484
Вопрос по вовлечению в оборот неиспользуемых земельных участков сейчас активно прорабатывается.
Например, в Госдуме России рассматривается законопроект № 200863-8, в соответствии с которым будут разыскивать владельцев и наследников заброшенной и бесхозяйной недвижимости. Об этом мы писали ранее.
Сегодня рассмотрим Федеральный закон от 05.12.2022 № 507-ФЗ, который меняет механизм изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения (Далее – участок).
В статью 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (Далее – 101-ФЗ) вносятся изменения и устанавливается, что участок может быть изъят у его собственника по решению суда в случае, если:
1) в рамках федерального государственного земельного контроля на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого участка по целевому назначению в течение 3 и более лет;
2) в рамках надзора на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия такой участок используется с нарушением законодательства РФ не менее 3 лет подряд с даты выявления в рамках контроля данного нарушения;
3) такой участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
4) приобретенный в соответствии с настоящей статьей такой участок не используется по целевому назначению по истечении 1 года с даты его приобретения.
Отметим, что земельный участок, приобретенный до 05.12.2022 при наличии на момент приобретения неисполненного предписания в связи с его неиспользованием по целевому назначению, не может быть изъят по этому основанию ранее года с момента приобретения.
В случае неустранения нарушений собственнику выдается предписание. В случае неисполнения требований, указанных в таком предписании, назначается административное наказание и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания, уполномоченный орган:
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;
2) подает заявление в Росреестр о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ.
Спустя 2 месяца данные уполномоченные органы обращаются в суд с требованием об изъятии такого земельного участка.
А по истечении 4 месяцев со дня вступления в силу судебного решения проводятся публичные торги по продаже такого земельного участка.
При этом важно, что собственник земельного участка, которому выдано предписание об устранении нарушения, не вправе передавать такой участок в залог, совершать сделки, направленные на переход, прекращение права собственности на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, а также иные действия, направленные на прекращение права собственности на такой участок.
Интересно, что в соответствии с пунктом 14 закона, средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с 101-ФЗ.
Подписывайтесь на наши каналы