Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующий территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) — размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В связи со вступлением в силу с 11.01.2018 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ (Далее – Закон №507-ФЗ) территориальные зоны, а также части таких территорий исключены из объектов землеустройства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки (ПЗЗ) любого поселения представляют собой документ градостроительного зонирования:
В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Правила землепользования и застройки должны соответствовать не только положению о территориальном планировании, но и карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карте границ населенных пунктов; карте функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом в том числе, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со статьей 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: поступление предложений об изменении границ территориальных зон.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений, а также федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с ГрК РФ не требуется.
В соответствии с положениями ГрК РФ обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.
Приказом Росреестра от 26.07.2022 N П/0292 утверждены формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории
Документом – основанием для внесения сведений в ЕГРН об измененной территориальной зоне являются решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны), а также сведения ЕГРН, картографический материал, ортофотопланы и сведения дистанционного зондирования.
Таблица производственного бизнес-процесса 2.13. «Проведение землеустроительных работ по внесению в ЕГРН изменений в сведения о границах территориальной зоны»
№п/п |
Этап работ |
Ответственный за выполнение работ |
Требования к входным данным |
Требования к выходным данным |
Срок выполнения работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Получение от заказчика необходимой исходной документации |
Кадастровый инженер/помощник кадастрового инженера |
- Дело по заказу; - Запрос о предоставлении исходной документации, подтверждающей изменение границ территориальной зоны. |
- Дело по заказу;
- Векторные данные о границах территориальной зоны; - Полученные сведения ЕГРН. - Исходная документация полученная от заказчика (градостроительная документация (правила землепользования и застройки, решение об утверждении правил землепользования и застройки, в том числе об изменении территориальной зноы, карта градостроительного зонирования, каталог координат характерных точек границ территориальных зон на электронном носителе). |
5 рабочих дней.
|
|
Подготовка в электронном и бумажном виде текстового и графического описания местоположения границ охранных зон, перечня координат характерных точек границ территориальных зон |
Кадастровый инженер |
- Дело по заказу; - Полученные сведения ЕГРН; - Исходная документация полученная от заказчика (градостроительная документация (правила землепользования и застройки, решение об утверждении правил землепользования и застройки, карта градостроительного зонирования, каталог координат характерных точек границ территориальных зон на электронном носителе) |
- Дело по заказу; - Подготовленное в электронном и бумажном виде текстовое и графическое описание местоположения границ охранных зон, перечень координат характерных точек границ территориальной зоны. |
5-10 рабочих дней. |
|
Согласование и подписание ЭЦП подготовленных документов с ОМС |
Кадастровый инженер |
- Дело по заказу; - Подготовленное в электронном и бумажном виде текстовое и графическое описание местоположения границ охранных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон. |
- Дело по заказу; - Согласованное с ОМС текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон. |
5 рабочих дней |
|
Передача документа, содержащего текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» для внесения в ЕГРН (при наличии документа, подтверждающего изменение границ территориальной зоны) |
Кадастровый инженер |
- Дело по заказу;
- Документ, содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ охранных зон; - Письмо о передаче территориальных зон для внесения в ЕГРН. |
- Дело по заказу;
- Сопроводительное письмо в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с отметкой о получении документов |
1 рабочий день. |
|
Внесение сведений в ЕГРН |
Орган регистрации прав / Кадастровый инженер |
- Дело по заказу;
- Сопроводительное письмо в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с отметкой о получении документов.
- Документ, содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон. |
- Дело по заказу;
- Документ, содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон.
|
15 рабочих дней
|
|
Получение информации об учетных номерах внесенных территориальных зон |
Кадастровый инженер |
- Дело по заказу;
- Документ, содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон.
|
- Информация, содержащая сведения об учетных номерах внесенных в ЕГРН территориальных зон. |
3 рабочих дня |
|
|
:ИТОГО |
40 рабочих дней |
Внимание: В случае отсутствия документа, подтверждающего изменение границ территориальной зоны, необходимо провести необходимые согласования путем проведения публичных слушаний и утверждения измененных ПЗЗ, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, а далее передача подготовленных документов в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН.