В соответствии с положениями федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут также создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Создание охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон регламентировано постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон" (далее – Постановление № 138).
Пунктом 2 Постановления № 138 предусмотрено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.
Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.
При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:
Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в ЕГРН в соответствии со статьей 10 № 218-ФЗ Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с вышеуказанным постановлением для создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и установление их границ предусмотрено следующее:
Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4, 10 и 11 настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Пояснительная записка к проекту приказа должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника федерального значения и ее карту-схему.
Проект приказа и пояснительная записка к нему направляются на согласование:
Органы государственной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, рассматривают проект приказа и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации мотивированный отказ в согласовании с приложением замечаний.
При согласовании проекта приказа органами государственной власти, указанными в пункте 14 настоящих Правил, и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принимает решение о создании такой охранной зоны.
В случае представления мотивированного отказа в согласовании Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации дорабатывает проект приказа с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 14 настоящих Правил, и руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения.
Информация о созданных охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения размещается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таблица производственного бизнес-процесса «Проведение землеустроительных работ по внесению в ЕГРН сведений о границах охранных зон особо охраняемых природных территорий»
№п/п |
Этап работ |
Ответственный за выполнение работ |
Требования к входным данным |
Требования к выходным данным |
Срок выполнения работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подготовительные работы (сбор и систематизация исходных материалов (данных) об ООПТ, получение сведение ЕГРН в виде КПТ |
Кадастровый инженер. |
- Дело по заказу; - Векторные данные о границах ООПТ. |
- Дело по заказу;
- Векторные данные о границах ООПТ; - Полученные сведения ЕГРН; - Полученная исходная документация. |
15 рабочих дней. |
|
Подготовка схемы охранной зоны (нанесение на плановую основу границ охранной зоны ООПТ, составление каталога координат характерных точек границ) в соответствии с действующим на момент законодательством с использованием сведений, полученных в результате подготовительных работ |
Кадастровый инженер |
- Дело по заказу;
- Векторные данные о границах ООПТ; - Полученные сведения ЕГРН; - Полученная исходная документация. |
- Дело по заказу; - Схема границ охранной зоны ООПТ. |
5 рабочих дней. |
|
Согласование схемы охранной зоны с заказчиком |
Кадастровый инженер |
- Дело по заказу; - Схема границ охранной зоны ООПТ. |
- Дело по заказу; - Согласованная схема границ охранной зоны ООПТ. |
3 рабочих дня. |
|
Формирование электронного документа содержащего текстовое и графическое описание границ охранной зоны в формате XML, необходимого для внесения в ЕГРН |
Кадастровый инженер. |
- Дело по заказу;
- Согласованная схема границ охранной зоны.
|
- Дело по заказу;
- Документ, содержащий текстовое и графическое описание границ охранной зоны в формате XML.
|
2 рабочих дня. |
|
Передача подготовленных документов заказчику для внесения в ЕГРН |
Кадастровый инженер/Заказчик. |
- Дело по заказу;
- Документ, содержащий текстовое и графическое описание границ охранной зоны в формате XML.
|
|
1 рабочий день. |
|
Сопровождение внесения ООПТ в ЕГРН |
Орган регистрации прав |
- Дело по заказу;
- Документ, содержащий текстовое и графическое описание границ охранной зоны в формате XML.
|
- Дело по заказу;
- Информация об учетных номерах внесенных в ЕГРН охранных зон ООПТ.
|
15 рабочих дней. |
|
|
:ИТОГО |
41 рабочий день
|