Видео о нашей
компании

Заброшенный соседний земельный участок: что делать и куда обращаться?

10 февраля 2023 года, 15:53просмотров: 31515

✅ Актуализировано 25.07.2024


 

Данная тема, как оказалось на удивление, очень популярна. На тему того как оформить бесхозяйный заброшенный участок мы писали в своих статьях:

  1. Как получить право на чужой заброшенный участок или бесхозяйный объект недвижимости;
  2. Как приобрести право на бесхозяйные объекты недвижимости?

с которыми рекомендуем ознакомится.

Но нам массово стали поступать такие вопросы как: «куда обращаться, если сосед забросил участок, все заросло, мешает моему участку», «как повлиять на соседа и заставить убрать участок» и другие.

 

Мы обещали более подробно разобраться в теме заброшенных участков.  И первое что мы сделали, направили письма в Росреестр, в Россельхознадзор, Министрество природных ресурсов разных регионов с запросом:

Что же делать, если сосед не ухаживает за своим земельным участком?


Спойлер: Что делать?  писать обращения в уполномоченные органы: Росреестр, Россельхознадзор, с указанием адреса недобросовестного соседа, для того, чтобы инициировать проверку земельного участка.  

в Россельхознадзор, если это земли сельхоз назначения, по ссылке https://ereception.fsvps.ru/dashboard/default/index

в Росреестр, если это земли населенных пунктов, по ссылке https://rosreestr.gov.ru/eservices/services/tickets/.


 

Ответы будут в приложении к данной статье, но хотим отметить, что ни одно ведомство не описало конкретного алгоритма действий. Однако, нам есть чем поделиться с вами.

 

Помимо этого, мы изучили ответы на вопросы представителей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, включая региональные, в рамках состоявшегося 07.06.2022 «открытого диалога».

  1. Введение;
  2. Информация, полученная из официальных ответов;
  3. Ответы, полученные в рамках «открытого диалога».

Начнем с того, что в соответствии с Земельным кодексом каждый владелец земельного участка должен ухаживать за земельным участком, вносить платежи, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности.

 

И что очень важно за неисполнение обязательств существует ответственность, в соответствии со статьей 8.8. КоАП РФ: штраф и даже изъятие земли.

 

Отметим, что участок изымают на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок уходит на торги. Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через 6 месяцев участок продается с торгов. Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия.

 

На этом не будем подробно останавливаться.

 


Хотим сказать, что в Госдуму РФ  внесен законопроект № 200863-8, в соответствии с которым муниципалитеты будут проводить работы не только в отношении выявления правообладателей ранее учтенных земельных участков, но более активно разыскивать владельцев и наследников именно брошенных объектов недвижимости. Законопроект направлен на то, чтобы заново ввести в оборот имущество, которое оказалось никому не нужным.

Об этом мы писали в статье: «Владельцев и наследников заброшенной и бесхозяйной недвижимости будут разыскивать».


  

Итак, для начала расскажем какую информацию мы получили из ответов на наши письма.

 

Получили мы ответ от Управления Росреестра по Москве в письме № 16-5422 от 29.11.2022, в котором сообщается, что вопрос зарастания земельных участков сорняками не входит в компетенцию Управления.

 

Далее в письме сообщается, что в соответствии с частью 4 статьи 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, административным правонарушением признается непроведение собственниками (правообладателями) земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, мероприятий по удалению с таких земельных участков борщевика Сосновского.

 

В соответствии с п. 3 Порядка организации и осуществления государственного контроля за выполнением требований по защите зеленых насаждений в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 23.08.2017 № 588-ПП, государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений в городе Москве осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 17.05.2013.

 

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в письме № 05-17-13399/22 от 28.12.2022 сообщает следующее.

 

«В соответствии с действующим законодательством ответственность за состояние произрастающих на территории зеленых насаждений несет балансодержатель территории, который обязан выполнять весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за такими насаждениями. Правильное содержание газонов заключается в своевременном выполнении скашивания травы.

 

Для проведения обследования и установления факта нарушения в части содержания зеленых насаждений сотрудником Департамента необходимо указывать    конкретный адрес места их произрастания. В связи с отсутствием точного адреса, предоставить конкретную информацию по вопросу проведения работ не представляется возможным».

 

Точного адреса земельного участка или кадастрового номера мы в своих запросах не указывали. В этом и была наша ошибка.

 

Подавали мы обращения и в Оренбургскую область.

 

Россельхознадзор по Оренбургской области в письме № 8100/0302-11 от 25.11.2022 сообщает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081, государственный земельный надзор в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

 

Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор соблюдением требований земельного законодательства РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

  

Вышеуказанные полномочия осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», виноградопригодных земель и земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.

 

Таким образом, в зависимости от категории земельного участка и его вида разрешенного использования, Вы можете обратиться в вышеуказанные государственные органы, к компетенции которых относится разрешение указанных в обращении вопросов.

 

Также сообщаем Вам, что при направлении обращения необходимо указать месторасположение и кадастровый номер земельного участка, на котором усматриваются нарушения требований земельного законодательства РФ.

 

Из Письма Управления Росреестра по Волгоградской области от 13.03.2023 № ИСХ-10/8322-ТШ/23@ стало понятно, что госорганы готовы осуществлять проверку неиспользуемых участков. 


Вывод из всего можно сделать один - смело пишите обращения в уполномоченные органы: Росреестр, Россельхознадзор, с указанием адреса недобросовестного соседа, для того, чтобы инициировать проверку земельного участка.

 

в Россельхознадзор, если это земли сельхоз назначения, по ссылке https://ereception.fsvps.ru/dashboard/default/index

в Росреестр, если это земли населенных пунктов, по ссылке https://rosreestr.gov.ru/eservices/services/tickets/. 


  

3.Ответы, полученные в рамках «открытого диалога».

 

Каким образом решаются проблемы с заброшенными участками в СНТ на законодательном уровне?

 

Действующим законодательством предусмотрены механизмы вовлечения «заброшенных» земельных участков в хозяйственный оборот, например:  

-институты вымороченного имущества (статья 1151 Гражданского кодекса РФ);

-привлечение к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства и пожарной безопасности (статьи 8.8, 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

 

Вместе с этим данный вопрос планируется дополнительно проработать в рамках работы Правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.05.2022 г. № 901, и наделенной полномочиями по решению широкого круга вопросов в сфере коллективного садоводства и огородничества, в том числе по осуществлению координации действий заинтересованных органов и организаций в сфере коллективного садоводства и огородничества, разработке основных направлений правового регулирования, рассмотрению предложений по совершенствованию государственной политики в данной сфере.

 

Какие действия можно предпринять в отношении правообладателей земельных участков, которые не обрабатывают свои земельные участки?

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, а огородный земельный участок - для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

 

В соответствии с законодательством допускается использование таких участков исключительно для отдыха. Таким образом, у правообладателей садовых и огородных земельных участков отсутствует обязанность по проведению работ, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур.

 

Вместе с этим следует отметить, что в соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ, правообладатели садовых и огородных земельных участков обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на таких земельных участках.

 

При этом в соответствии со статьей 20.4 Кодекса РФ  об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. По факту нарушения требований пожарной безопасности необходимо обратиться в уполномоченными органы государственной пожарного надзора.

 

В соответствии с Вопросами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

Отсутствие возможности получения сведений из Росреестра о собственниках брошенных участков (персональные данные).

 

В соответствии с положениями № 217-ФЗ:

1)членство в товариществе основано на добровольном волеизъявлении правообладателя земельного участка, расположенного в границах товарищества (часть 2 статьи 12);

2)к заявлению о принятии в члены товарищества прилагаются копии документов о правах на соответствующий земельный участок (часть 6 статьи 12);

3)реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, указанные ими в заявлении о приеме (в частности, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес места жительства, почтовый и электронный адреса, по которым осуществляется, кадастровый (условный) номер земельного участка;

4)член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении, а в случае неисполнения данного требования есть риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре членов товарищества актуальной информации (части 4 и 5 статьи 15).

 

Таким образом, необходимые данные о членах товариществ содержатся в соответствующем реестре.

 

Из полученных ответов мы сделали несколько выводов: 

  1. Инициировать проверку соседнего земельного участка может любой человек. Просто напишите обращение в ведомство, уполномоченное на проведение проверки. Госорганы готовы осуществлять проверку неиспользуемых участков. Они ответят Вам в течении законодательного срока.
  2. По факту нарушения требований пожарной безопасности необходимо обратиться в уполномоченными органы государственной пожарного надзора.
  3. В таком обращении необходимо сразу указать адрес или кадастровый номер участка – это значительно ускорит процесс.
  4. Проверку осуществляет разные учреждения, в зависимости от категории земельного участка.
  5. Соседу можно по почте направить претензию с просьбой убрать в месячный срок участок. Если никаких действий не будет предпринято через 30 дней можно подавать в суд.  

Повторимся смело пишите обращения в уполномоченные органы: Росреестр, Россельхознадзор, с указанием адреса недобросовестного соседа, для того, чтобы инициировать проверку земельного участка.

 

в Россельхознадзор, если это земли сельхоз назначения, по ссылке https://ereception.fsvps.ru/dashboard/default/index

в Росреестр, если это земли населенных пунктов, по ссылке https://rosreestr.gov.ru/eservices/services/tickets/. 

Другие разделы

Другие статьи

  • facebook
  • facebook
Content
Если вы нашли ошибку на сайте
  • 1) Выделите с помощью мыши область с ошибкой
  • 2) Добавьте комментарий
  • 3) Нажмите "Отправить"


      Отмена

Данный диалог доступен также по нажатию горячих клавиш Ctrl + Enter