Видео о нашей
компании

Проведение кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка

Уточнение местоположения границ земельного участка - это процедура внесения изменений сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости (Далее – ЕГРН), которая осуществляется на основании межевого плана.

 

Эта процедура регулируется частями 8 - 10 статьи 22 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Далее - №218-ФЗ), согласно которым местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

 

В соответствии с положениями статьи 43 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

 

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

 

Описание местоположения объекта недвижимости и площадь являются одними из основных сведений об объекте недвижимости.

 

Круг лиц, которые вправе обращаться в орган регистрации прав с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, определен №218-ФЗ.

 

С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо его представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности.

 

В отношении объекта недвижимости, находящегося в долевой собственности, необходимо отметить следующее. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности, и если определена доля каждого из собственников в праве собственности, то имущество признается находящимся в долевой собственности.

 

При этом согласно положениям статей 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Учитывая изложенное, для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, находящегося в долевой собственности, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должны обратиться либо все участники общей долевой собственности на такой объект недвижимости лично, либо их представители.

 

Необходимо также отметить, что если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Таким образом, положения части 2 статьи 43 № 218-ФЗ применяются в отношении частей границ смежных земельных участков, местоположение границ которых уточняется в связи уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого в орган регистрации представлено заявление об осуществлении его государственного кадастрового учета.

 

Исходя из комплексного анализа положений №218-ФЗ уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении ошибки, в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка.

При уточнении границы земельного участка их местоположение границ земельного участка определяется:

  • исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
  • исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок);
  • в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в случае отсутствия в указанных выше документах сведений о местоположении границ земельного участка);
  • в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке).

Таким образом, уточненное местоположение границ земельного участка и, соответственно, изменение его площади должны подтверждаться соответствующими документами или при их отсутствии их существованием на местности пятнадцать и более лет и закреплением с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.

 

При уточнении сведений ЕГРН о местоположении границы и площади земельного участка нужно учитывать следующие необходимые для проведения данной кадастровой процедуры требования:

  1. площадь уточняемого земельного участка не должна быть больше площади, содержащейся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН;
  2. при уточнении местоположения границ земельных участков должен соблюдаться порядок согласования местоположения границ земельных участков, предусмотренный ст. 39 и 40 федерального от 24.07.2007 г. №221-ФЗ (Далее - Закон о кадастровой деятельности).

 

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Закона о кадастровой деятельности.

 

В силу части 1 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

 

По общему правилу исходя из положений частей 2, 3 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности местоположение границ земельного участка считается согласованным:

  1. при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
  2. если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.

Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком - объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ в том числе уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка - объекта кадастровых работ.

 

В случаях, когда одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, межевой план оформляется в виде одного документа, который содержит сведения о каждом уточняемом земельном участке.

 

Для изменения сведений о площади и (или) границах земельного участка, сведения о которых не соответствуют установленным на основании №218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимо предоставить в орган кадастрового учёта следующие документы:

  • заявление о государственном кадастровом учете изменений основных характеристик, составленное по форме приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 920;
  • копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок (при отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости);
  • документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
  • копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке;
  • межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 921.

Государственная пошлина не взимается.

 

Таблица производственного бизнес-процесса «Проведение кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка»

 

№п/п

Этап работ

Ответственный за выполнение работ

Требования к входным данным

Требования к выходным данным

Срок выполнения работ

1

2

3

4

5

6

  1.  

Запрос сведений ЕГРН в виде выписки из ЕГРН об объекте недвижимости.

 

Кадастровый инженер/помощник кадастрового инженера

- Дело по заказу;

- Векторные данные об уточненных границах ЗУ.

 

 

- Дело по заказу;

 

- Векторные данные об уточненных границах ЗУ;

 - Полученные сведения ЕГРН.

5 рабочих дней.

  1.  

Проведение работ по поиску документов, определяющих местоположение границы уточняемого земельного участка.

Кадастровый инженер/заказчик

- Дело по заказу;

 

- Полученные сведения ЕГРН.

 

- Дело по заказу;

 

- Полученные сведения ЕГРН;

- Полученные документы, определяющие местоположение границы уточняемого земельного участка

От 1 до 21-22 рабочих дней (при отсутствии документов, необходимо запрашивать ортофотопланы, картматериалы и т.п., срок ответа может достигать 21-22 рабочих дней).

  1.  

Подготовка межевого плана

Кадастровый инженер

- Дело по заказу;

 

- Векторные данные о измененных границах ЗУ;

- Полученные сведения ЕГРН;

- Полученные документы, определяющие местоположение границы уточняемого земельного участка.

- Дело по заказу;

 

- Межевой план.

3 рабочих дня.

  1.  

Согласование местоположения границ ЗУ

Кадастровый инженер

- Дело по заказу;

 

- Межевой план;

- Дело по заказу;

 

- Межевой план;

 

- Подписанный акт согласования местоположения границ ЗУ.

Согласование границ от 1 рабочего дня при личном уведомлении, 21-22 рабочих дней) при уведомлении по почте, 30 рабочих дней 10 на публикацию и 20 на срок согласования) при уведомлении через СМИ

(Итого: от 1 до 22 рабочих дней)

 

  1.  

Утверждение межевого плана Заказчиком

Кадастровый инженер

- Дело по заказу;

 

- Межевой план;

- Дело по заказу;

 

- Утвержденный Заказчиком межевой план;

2 рабочих дня.

  1.  

Подача заявления об учете изменений  основных характеристик ЗУ в орган регистрации прав

Правообладатель ЗУ

- Дело по заказу;

 

- Межевой план.

- Дело по заказу;

 

- Информация от заказчика о подаче заявления в орган регистрации прав.

1 рабочий день

  1.  

Проведение государственного

кадастрового учета изменений основных характеристик

Орган регистрации прав

- Дело по заказу;

 

- Информация от заказчика о подаче заявления в орган регистрации прав.

- Дело по заказу;

 

- Межевой план в 1 экз.;

- Выписка из ЕГРН, полученная через ФГИС ЕГРН на уточненный земельный участок в 1 экз.

5-7 рабочих дней

 

:ИТОГО

От 20 до 40 рабочих дней*

Рассчитать стоимость

Другие услуги категории

Другие виды услуг компании

Content

Если вы нашли ошибку на сайте

  • 1) Выделите с помощью мыши область с ошибкой
  • 2) Добавьте комментарий
  • 3) Нажмите "Отправить"


      Отмена

Данный диалог доступен также по нажатию горячих клавиш Ctrl + Enter